Статьи, проповеди, интервью

Через Великий Пост к Святой Пасхе

Проповеди Пост
Два ни с чем не сравнимых по своей духовной значимости богослужебных периода - Великий Пост и Пасха Господня, то есть Воскресение Христово – охватывают собой чуть ли не третью часть года. Несмотря на их кажущуюся противоположность, Великий Пост и Пасха есть нечто целое, как жизнь любого человека и всего человечества в целом есть путь, начинающийся рождением в наш мир и оканчивающийся исходом в мир вечный, божественный. Великий Пост, как и сама Пасха, в основе своей лежащим сорокадневным периодом, обозначает символическим числом сорок перемену состояния человеческой души, переход и преодоление чего-то губящего, стремящегося поработить свободу человека. Уход из области лукавства, зла, греха, порока, удаленности от Бога через отвержение Его Воли - и переход в состояние оправдания, чистоты, богоприобщенности. Этот путь утвержден, открыт Спасителем Мира, сказавшим: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Любовью Святой Троицы, жертвенностью Христа Спасителя и возрождающей силою Святого Духа совершилось спасение человечества.

Каждый Великий Пост – это всякий раз новая открывающаяся возможность ежегодно обрести утерянную чистоту, согреть охладевшее сердце, укрепиться духом, обновиться душою и телом. О Посте как установлении Божественном, прекрасно проповедует святитель Василий Великий: «Пост- дар древний, не ветшающий, не стареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. Углубись в историю и ищи древность его происхождения». Чем дольше живешь, тем больше убеждаешься, что все законоположения, установления Церкви, будучи установлениями Божьими, есть величайшее благо, данное для всех людей, и сами по себе чрезвычайно спасительны. Призыв пророка Иоиля «Освяти свой пост» (Иоиль: 2,1) означает – относись к посту не формально, а используй его как средство врачевания, очищения души и совести, как время пристального взгляда на свою жизнь и дела. 

Душа человека ищет праздника, но не в избытке чувственных эффектов, которое в наше время, благодаря высоким технологиям, так шокирующе легко воспроизводятся. Душа жаждет дыхания прекрасного, вечного и бессмертного, что может явить только Бог через свое Слово! Великим Постом вычитывается много раз книга Божественных гимнов – Святая Псалтырь. Поток ее духоносных вод набрал в себя правду человеческой трагедии – от необозримых высот духовных прозрений («мало Ты чем умалил человека от ангелов») до бездны растления («Аз есмь червь, а не человек»). Но царский путь покаяния открыт каждому кающемуся грешнику. «От тайных моих очисти мя, от чуждых пощади раба своего», - восклицает псалмопевец Давид. Нет предела, где можно было бы указать на завершенность Таинства покаяния. Оно возводит человека до небес; как сына облачает его в одежды царского достоинства.

Какая дивная перемена происходит с наступлением Пасхи: «Ныне все наполнилось светом: небо и земля, и преисподняя; да празднует вся тварь восстание Христово» (третья песнь канона). Свет Христова Воскресения освещает жизнь нашу как путь к вечности, к Царствию Божию, преизбыточествующей Своей силой вдыхает в нас радость бытия, учит нас побеждать зло и косность неверия, немощи человеческой природы, нести людям веру в личное бессмертие. «Я знаю, в Кого я уверовал», - восклицает апостол Павел, сподобившийся явления Господа Славы на пути в Дамаск. Пасха - удивительное уверение человечества в его бессмертии, снисходящее до самых детских, наивных слабостей, содержащихся в нашей природе. Страхи призраков, невежество и неведение силы Святого Писания, отсутствие опыта - все это стояло на пути учеников Христовых, Святых Апостолов, чтобы, преодолев косность и немощь своей природы, они смогли передать нам достоверность своих подлинных переживаний, увенчавшихся несокрушимой верой и любовью к Воскресшему Спасителю, и сказать миру: «Христос – Новая Пасха!»

Пасха – есть переход от состояния рабства греху и смерти в состояние свободы. Библейские тесты Ветхого Завета описывают место обитания после смерти всех, даже праведников – шеол, как место мрака, где обитают лишь тени человеческих душ, полноты жизни там нет. Господь Своим Воскресением дарует иную реальность, недоступную для человека реальность в полноте света и жизни. «Жизнь жительствует!» - восклицает святитель Иоанн Златоуст. «Пусть никто не плачет о грехах, совершая Пасху. Пусть никто не боится смерти, ибо искупительная смерть Воскресшего избавляет нас от вечной смерти». Победоносная сила Воскресения низложила закон смерти, распростершей свою власть над человеком. И к жизни бесконечной стремится каждая клеточка нашего тела, каждое движение нашей души – чтобы всегда была жизнь, чтобы всегда был я!

Период сорокадневного пребывания воскресшего Христа Спасителя на земле, обозначивший время празднования Святой Пасхи, стал школой жизни вечной. Вот цель, ради которой воскресший Господь изо дня в день являлся то женам-мироносицам, то отдельным ученикам, то всем собранным вместе святым Апостолам, то множеству народа «уча их тайнам Царствия Божия» (Книга Деяния св. Апостолов). Изъясняя им сокровенный смысл написанного о Нем в древних пророчествах и псалмах, показывая свойства воскресшей природы, вместе с ним «ядя и пия», позволяя прикосновением рук познать Тело, претерпевшее уязвление, пронзенное гвоздями и копием, помогая преодолеть всякое неверие и сомнение, без чего невозможно пронести слово благовестия всем народам земли. Наконец, сообщая им полноту власти решать и вязать грехи людей, созидать Церковь Божию как реальность присутствия Божия на земле. 

Воскресение Христово стало средоточением духовно-нравственной жизни христиан, вновь и вновь из века в век каждый седьмой день наших трудовых будней будет возвещать своим наименованием воскресного дня о великой цели и предназначении человека - стать членом Царствия Божия, явленного и во всей славе, и открытого Воскресением Христа Спасителя, с Пасхой Христовой преодолеть бездну небытия и наследовать жизнь вечную. 
Востину Воскресе Христос! –привычно отвечать нам на пасхальное приветствие в дни Святой Пасхи: Христос Воскресе!
Made on
Tilda