Воспоминания Владимира Анищенкова, главного редактора радиостанции Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами России «Победа»
В 1980 годы я жил в Москве на Пресне и был «иногда захожанин» Предтеченской церкви. Все мои духовные знания состояли в прочтении Нового Завета, который подарил мой однокурсник по институту Культуры Саша Кырлежев. Моя мама, как и многие русские женщины в советское время, ходила в церковь по праздникам и отвечая на мои вопросы о вере многозначительно говорила: «Там что-то есть». В Предтеченской церкви я тоже ощущал невидимую, но притягивающую силу. Храм Иоанна Предтечи был, как говорят православные, намоленный. Один из сорока московских храмов, «который никогда не закрывался». Вот и весь мой духовный опыт на то время.
В феврале 1985 года во время поездки с артистами и поэтами по Владимирской области я познакомился с Людмилой Кудрявиной. Нас соединило родство душ. 21 сентября в день Рождество Богородицы мы поженились. До этого Людмила работала экскурсоводом в… Савино-Сторожевском монастыре, который тогда был историко-культурным Звенигородским музеем. Ей не надо было привыкать не только заходить, но и жить внутри церковной ограды. В монастыре на выходных собиралась «золотая молодёжь». Среди них был художник Александр Абрамов. Он был настоящим прихожанином церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и духовным чадом отца Георгия Бреева. В один из воскресных дней после литургии он представил меня отцу Георгию как человека пишущего. Меня поразило с какой готовностью Отец Георгий отнёсся ко мне, совсем неизвестному ему человеку, и моим скромным занятиям. Он сразу же попросил своего помощника Леона принести книгу Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии». Своим проницательным взглядом он понял, что она будет мне интересна. С неё началось моё знакомство с христианской литературой. В то время это было смелое действие. Тогда церковникам не разрешалось вести какую-либо «пропаганду» вне церковной ограды. Передача христианской книги для домашнего прочтения могла привести к неприятностям для священника.
Той же осенью отец Георгий венчал нас в Предтеченском храме. Всё было очень скромно. Посажёным отцом был всё тот же Александр Абрамов. А больше никого и не было. Так что во время таинства венец надо мной держал Александр, а над Людмилой неизвестная нам прихожанка храма. Из слов отца Георгия после венчания запомнилось научение о том, что сохранить мир семейной жизни столь же сложно как и стать чемпионом в большом спорте. Видимо для вразумления он подбирал понятный мне пример из жизни. И это дошло. В сложных семейных ситуациях я вспоминал его слова и успокаивался. Как бывший спортсмен (о чём отец Георгий не знал) я понимал цену «чемпионства» для семейного благополучия.
Позже отец Георгий крестил наших трёх дочерей Ольгу, Анастасию и Светлану.
Перед глазами так и стоит его образ. Высокий, аскетически худой с понимающим проникновенным взглядом. Казалось, он весь был нацелен на то, что сделать тебе нужное и полезное для твоей души.
После того как отца Георгия перевели в Царицыно настоятелем храма я так и не смог обрести духовного отца. Он оставался моим духовным наставником незримо.
Лишь однажды мы ещё виделись, когда с Людмилой приезжали в храм Рождества Богородицы в Крылатском. Удивительно что посвящение храма совпадало с двунадесятым праздником и днём нашей свадьбы. В церкви было, столько народу, что, как говорится «яблоку негде упасть». Передвигались по церкви в людском потоке. Видно было, что люди пришли не просто постоять на службе. Это был настоящий православный приход. Царила братская радость. Поговорить в таком многолюдье не удалось. Но мы были несказанно рады, что увидели нашего батюшку, и решили приехать в другой раз специально для общения. Но это была наша последняя очная встреча.
Заочное общение состоялось в эфире радиостанции «Народное радио». В программе «Православный приход», которую я вёл, отец Георгий рассказал по телефону о храмовой святыне – Рудненской иконе Божией Матери. К счастью запись той передачи сохранилась и можно услышать его голос.
Удивительно, в моей жизни при встречах с православными людьми многие из них «оказывались» чадами отца Георгия Бреева. Складывалось такое впечатления, что все православные Москвы были его духовными детьми.
Духовная жизнь сложна. Случаются озарения, но и сомнения порой одолевают. В такие минуты сомнений для меня спасительным был образ настоящего русского священника – отца Георгия Бреева. В самом его облике запечатлелась истинность веры. Он свидетельствует – Бог тебя никогда не оставляет, только сам не удаляйся от Него.