В Священном Писании Нового Завета центральное место занимает учение о Царствии Небесном или Царствии Божием. Можно даже сказать, что Евангелие и есть благовествование о Воплощении Сына Божия и основании Им Царства Божия на земле. Учением о Царствии Божием Христос начал евангельскую проповедь: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».
В течение всего периода общественного служения земной жизни Христа Царствие Божие, или Царство Небесное, постоянно было предметом всех собеседований и поучений Его. И после Своего Славного Воскресения Спаситель в течение сорока дней поучает Своих Апостолов ни чему иному, как Царствию Божию, что говорит о важности настоящего учения. Столь великое внимание, уделенное Христом к Апостолам учением о Царствии Божием, невольно и нас настораживает, заставляет почувствовать великую ответственность, лежащую на нас, если мы пренебрежем предметом поучений или не внемлем ему.
Господь наш Иисус Христос, стремясь донести до сознания всех людей ясное представление о Царствии Божием, разъясняет сущность его, его законы, отношения членов этого Царствия в образных картинах или примерах, заимствованных из жизни природы, из существующих отношений между людьми.
В Евангелии можно найти много подобий Царствия Небесного, каждое из которых отображает одну или несколько существенных сторон (черт) Царствия Божия: то оно уподоблено Спасителем полю, поросшему пшеницею и плевелами (Мтф. 13, 24-30), то зерну горчичному (Мтф. 13, 31), то закваске теста, то сокровищу, скрытому на поле, то царю, делающему брачный пир, то десяти девам (Мтф. 25,1-13), то неводу, брошенному в море (Мтф. 13,47-50).
Учение о Царстве Божием ново не только для своего времени. Это учение остается и сейчас для многих непонятным как по своей необычайности, так и по глубине. Что говорить о нас, если Апостолам Христовым явилась необходимость в дополнительном учении и разъяснении тайны Царства Божия. Книга Деяний Апостолов говорит нам, что после Своего Славного Воскресения Христос в течение сорока дней являлся Апостолам, говоря им о Царстве Божием. Такое необычайное значение придавал Господь учению о Царстве Божием. А сколько сил и забот было положено Спасителем, чтобы это учение было усвоено Его последователями. Эта чрезвычайная важность учения Христа невольно и нас должна заинтересовать: что же такое - Царствие Божие? В Священном Писании нам встретятся различные наименования: Царство Божие, Царство Небесное, Царство Христово. Все это - одни и те же понятия, означающие царство благодати, открытое для человека Христом. Разница лишь в том, что Царствие Божие объемлет собою только человеческий род, и начинается оно в условиях временной земной жизни, где часто рождается в муках, терпит нападения, испытания. Царствие же Небесное есть завершение, полное раскрытие Царства Божия, оно часто называется Царством Славы, осуществляется в условиях вечности и обнимает собою не только людей, но и мир ангельский и всякое умное творение Божие. Учение о Царстве Божием настолько обширно, что его невозможно раскрыть в одной проповеди. Постараемся уяснить себе лишь самое главное основное в учении Христа о Царствии Божием. «Царство Мое не от мира сего», - говорит Господь. И этим отсекается всякая попытка, возможность понимать Царствие Божие как что-то родственное общественным социальным формам бытия человечества. «Не от мира сего» — значит, иные законы лежат в основе его, иные взаимоотношения членов этого Царства. Но если оно не от мира, то где же оно находится, где же встретит его человек? «Царствие Божие внутри вас есть», -говорит Христос, показывая истинную природу и сущность Царствия Божия. Оно коренится в Богоподобии человека, в возможности снова воссоздать образ нового человека. И эта возможность стать членом Царствия Божия дана всем людям, независимо от рода и состояния. «Царствие Божие недалеко от вас - оно близ вас есть». Лучше всего понятие Царства Божия раскрыл великий из апостолов Павел: «Царство Божие не пища и питие, но мир, правда, радость о Духе Святом».
Значит, Царство Божие - это есть прежде всего новое внутреннее состояние человека, это переживание Бога внутри души, это Бог в человеке и человек в Боге. Оно открывается человеку- грешнику через покаяние: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие».
Вторая ступень, ведущая в Царствие Божие — это нищета духовная (блаженны нищие Духом, яко тех есть Царство Небесное). Заповеди блаженства -это различные пути, делающие человека наследником Царства Божия, Сыном Божиим. Есть и прямое указание, для кого Царство Божие останется закрытым. «Не прельщайтесь, - говорит Апостол, - ни хищницы, ни прелюбодеи, ни убийцы Царство Божие не наследуют». Разве Бог не хочет, чтобы эти люди вошли в Царствие Божие? Нет, Бог всех искупил. Но там, где укрепился грех и беззаконие - в том сердце нет места Богу. Поэтому они сами должны себя увидеть, для них возможно покаяние и исповедание Христа, открывшее двери Царства Божия благоразумному разбойнику и другим грешникам.
***
Необычайность Царствия Божьего состоит в том, что его нельзя изобразить ни языком, ни средствами, пригодными для описания земных царств. И само слово «Царствие» - почему не страна, не область внеземная? О чем все это говорит? Конечно, о духовном мире. Конечно, об умозрительных вещах. Почему Господь сказал - в вас - то есть в людях? Потому, что лишь человек в этом мире имеет в себе разум, духовную природу. Не в растительном, не в животном - а в мире духовном состоит Царствие Божие. Ибо человек как Образ и Подобие Божие отображает в себе первообраз — Бога. Ничто другое в мире, не являясь образом Божиим, не имеет в своей природе Бога-Творца. Но если каждый человек имеет в себе Божественное начало - почему же мы так не уверовали, не живем этим Царством, как будто его в нас и нет? Святые отцы называют человека падшим образом. Человек в падении греховном отразил в себе Образ Вечного Бога. Он потемнел в человеке. Свет в нем погас. Сегодняшнее Евангельское чтение указывает на греховные состояния, при которых человек не может видеть в себе Царства Бога. «Если око твое светло, то и все тело твое чисто. Если око твое лукаво (темно), то все тело твое темно». Сказано не про телесное зрение, иначе надо было бы сказать: очи твои, но про духовное зрение человека - его совесть, сердце. Если же гаснет свет ведения, то весь человек погружается во тьму.,
***
Царство Божие, по Василию Великому, есть созерцание. Вот где должно искать, очищать сердце.
Текст набрала Мария Кожевникова