Достаточно одного
...Тогда надо немедленно креститься
Искать и обретать личную веру
Не вдруг и не сразу
Если вера живая, то она незаметная, тихая
– Ты держись того, что тебе открылось. За всё не хватайся, оно потихонечку должно прирасти. Смотри, как растут деревья, листва: они не вдруг и не сразу вырастают, так, чтобы раз – и огромный ствол, а клеточка за клеточкой тянутся к солнцу. Если вера живая, то она незаметная, тихая. Себя не обманывай, не загоняй. Взялся за что-то, если для тебя это естественно, то это и вырастет, расцветет в душе, даст плод. Но ничего не надумывай. А вот так, чтобы заламывать себя, делать всё волевым образом, как говорят, «через не хочу», – это ничем хорошим не закончится.Да какие мы мученики! Об осознании главной из подмен
«Мы тебя милуем, мы тебя прощаем!»
Что самое трудное человеку верующему принять – так это милость
А он:Чего не понимают физики?
Цена компромисса
Я поговорил с семьей: согласны ли, не согласны? Они не возражали. Меня рукоположили в диакона. Это был декабрь 1990 года. Отца Георгия уже перевели восстанавливать храм Иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно.
Самому же мне надо было 40 дней проходить ежедневное служение в Елоховском соборе – так называемый «сорокоуст» новопоставленных. Там все – маститые священники: служат быстро, легко. А я же ничего не знаю. То есть я старался разбираться в вере, корпел над толкованиями Евангелия, но в службе ориентироваться, как в родной стихии, – это совсем другое, этим надо изо дня в день жить. В общем, я там послужил-послужил недельку, и таким для меня это камнем стало – моё недотепство. Звоню отцу Георгию с повинной:Веселая такая Пасха...
Настоятеля я тогда замучил... А он всё стоически выдержал
Я просто в каком-то полубреду был. Мне только запомнилось: там диакон постоянно со свечой носится. То есть в обычные дни ты с кадилом выходишь, иногда просто орарь держишь, книжечку – а тут ко всему этому и со свечой разбираться надо... Крестным ходом идти! Мне бы в службе что не пропустить... А тут и этот факел в придачу. У меня голова совсем закружилась. Поскольку диакон неотлучен от настоятеля, я этой свечой отца Георгия то и дело поливал... Прямо на лицо. Он так аккуратно снимет эти красные штучки, сбросит и дальше идет. И никаких замечаний: ни словом, ни видом – ничего!Прошло время половинчатых мер
Не спешите в «мастера»
Смотрю, как молодые священники сразу пускаются давать советы, – оторопь берет
А то вот сейчас смотрю, как молодые священники, бывает, сразу же пускаются давать советы, – меня оторопь берет. Их еще и спросить не успели, а они уже так бодро начинают человеку суть и развитие его дальнейшей жизни излагать... Мне такой способ общения с самого начала претил...Своя евангельская история
Просто на знаниях в пастырстве далеко не уедешь, нужен опыт жизни по заповедям
Есть два пути веры: 1) внешний – это когда ты многим интересуешься, утучняешь свою эрудицию в вопросах церковного образа жизни, например; и 2) внутренний – это твои личные отношения с Богом и ближними, в том числе с твоим духовным отцом, – это всегда уникальная встреча троих. Только если идти этим вторым путем, всё будет живо и значимо, но всё не враз и сразу, а в становлении, с приложением обоюдного труда и благодати.Другому надо дать раскрыться
Перевоссоздание,
или Как здорово дать Богу действовать вместо нас
Вся жизнь христианина – в сокрушении
«Как я могу внедряться в отношения человека с Богом?»
Отец Георгий считал, что всё подлинное совершается в свободе
– Батюшка, а почему вы так мирно себя с ними ведете?! – иногда просто, помню, закипаю.Он позволял каждому самому выстраивать сценарий своей жизни
Силки, лишающие свободы
При любом политике мы вольны быть счастливыми. Вот о чем Евангелие, а не о строе мира сего
Я вижу, что это правда, потому что в политику и церковную политику «ударяются» и погружаются в нее с головой в основном те, для кого вера есть нечто пустое, холодное. А сама по себе-то вера столь богата и ценна, что это та жемчужина (ср. Мф. 13, 46), за которую ты отдаешь всё и не размениваешься уже более.Глупого слепого послушания тоже быть не должно
Этим ты еще можешь поступиться, а от этого уже отказываться нельзя, – надо всегда четко отдавать себе в этом отчет
Вот этому учил отец Георгий: должен быть внутренний стержень, – ты сам для себя должен понимать, чему ты следуешь, потому что это ты по своей доброй воле принимаешь, а что уже неприемлемо для тебя. Этим ты еще можешь поступиться, а от этого уже отказываться нельзя, – надо всегда четко отдавать себе в этом отчет.Жить настоящим, а значит, вечным