Статьи, проповеди, интервью

«Наша ревность должна быть растворена во Христе»

Интервью Суть веры
– Отец Георгий, я слышала такое наставление: вы должны возненавидеть сам факт того, что еще живы, – значит, душа ваша пока не пришла в то наилучшее для нее устроение, которое и стяжается христианским подвигом, чтобы Господь ее взял к Себе...

– Возьми эту установку на вооружение – и впадешь в прелесть! Жизнь – это дар Божий. Читайте послания апостола Павла: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил. 1, 23). Чувствуете: дух-то здоровый. А не так, что я сейчас сам себя заистязую. 
Если тело – дом Духа Святаго, то и относиться мы к нему должны соответственно. Мы живем в теле, оно часть нашей природы. Мы не должны бороться с ним. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12),   пишет апостол Павел. 
Пост нам дан для того, чтобы приводить тело в соответствие с богоустановленными правилами жизни, изложенными в Законе Божием. Великим постом мы призваны прежде всего подчинить тело стремлениям духа. Любая чрезмерность всегда плохо заканчивается.

– А как же святые «умерщвляли плоть»? Да и современные подвижники придерживаются правила: «плоть жалеть нельзя».

– Превозмогание природы возможно только для людей уже очень высокой духовной жизни: пустынников, затворников, столпников. При том, что на каждый из этих видов подвига благословляли уже самых преуспевших подвижников. То есть они долгие годы готовились к этому поприщу и только потом уже его проходили. Возьмите, например, преподобного Паисия Святогорца – вот аскет наших дней, но насколько же трезво он ко всему относился. 

Будем следовать тем правилам, которые установила Церковь. Когда я еще учился в семинарии, то много читал святых отцов: преподобных Ефрема и Исаака Сирина, Макария Великого и других. Я старался усвоить, прежде всего, их дух. А у них очень здравый внутренний базис правильного отношения к самому себе. Это им и позволило безупречно пройти по предначертанному в Евангелии узкому пути (ср. Мф. 7, 13) и оставить после себя большое наследие: духовную семью учеников, наставления им. 
Однако важно учитывать, что мы сейчас говорили о монахах, а мирянам духовную жизнь надо строить так, чтобы не пренебрегать нуждами своей семьи. 

– Как избежать ревности не по разуму?

– Антония Великого спросили: «Какая самая высокая добродетельность?» Он сказал: «Рассудительность». Вот я болен диабетом, мне дважды делали операции на сердце. Я попробовал строго поститься, у меня начались сильные головные боли, домой бреду после службы так, что еле ноги передвигаю. Да съешь ты кусочек рыбы! – и все эти приступы тут же оставляют тебя. Апостол Павел писал: «Ядущий да не осуждает не ядущего, а не ядущий не осуждает ядущего» (Рим. 14, 1). 

Вкушение или невкушение пищи не удаляет от Бога и не приближает к Нему, – таков принцип Церкви. Пост – это общая норма, которая обращена ко всем, но каждый человек должен найти свою меру воздержания, – так говорили святые отцы. Это мне по силам, а вот это – просто буйство моей ревности; это мне на пользу, меня укрепляет, и я провожу пост, приобретая духовную силу, а здесь я, напротив, саморастрачиваюсь так, что ни на молитву, ни на богослужение уже не способен. Кому нужен такой пост? Кто тебя осудит? Ешь в меру, а не так, чтобы стоять в церкви и только и думать о том, как бы побыстрее прибежать домой и что-нибудь перекусить. Свою норму должен определить себе, посоветовавшись с духовником, каждый христианин. 

Преподобный Серафим Саровский, памятуя свое купеческое происхождение, наставлял торговать тем, что тебе больше барыша дает: чувствуешь от поста несомненную пользу – постись, а если нет у тебя здоровья, то и не надо придерживаться «монастырского Устава», добавляй в пищу то, что тебя поддерживает, дает силу нести свое послушание. 
Наша ревность должна быть растворена во Христе. Давайте спокойно и разумно стремиться к тому, чтобы навыкнуть за дни поста воздержанию во всем. Отказался от скоромной еды – отсеки и склонность к развлечению: не включай телевизор, не празднословь. «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно!» Тогда мы и после празднования Пасхи не растеряем этого настроя. 

– Что для современных христиан главное?

– Почему для современных? Для всех и на все времена, до скончания века – одно Евангелие дано. «Иисус Христос вчера и днесь [сегодня], Той же и во веки» (Евр. 13, 8). Самое главное – исполнить заповеди Господни, потому что в них заключена воля Божия. Бывает, приходят и говорят: «Хочу выполнять волю Божию». «А где ты волю Божию найдешь?» – спрашиваю. Молчат. Она выражена в Законе Божием! 

– Чаще людям на ум приходят прежде всего ветхозаветные заповеди: не убий, не прелюбодействуй... (ср. Исх. 20, 2–17) А евангельские как исполнять?

– Все Священное Писание – цельное, нельзя разделять Ветхий и Новый Завет. Я сейчас толкую Книгу Псалмов и удивляюсь каждой строчке. Здесь такая заложена мудрость! Все зерна, которые потом проросли в Новом Завете, – они все уже в Псалтири есть! Читайте Псалтирь! Христос говорит: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5, 39). 

А вникните в слова пророка Исайи: за 700 лет до Боговоплощения и грядущей Голгофы он уже описывает Его Крестные страдания так, точно все это свершалось перед его глазами. Дух один и тот же! Нельзя разделять, противопоставлять Ветхий и Новый Заветы. Недопустимо читать Ветхий Завет с пренебрежением, словно это что-то отсталое, ненужное, отжившее. Нет, он и для нас столь же жив и назидателен, как для тех, кто только еще ждал пришествия в мир Спасителя! 

– Раньше была такая благочестивая традиция: старались за Великий пост прочитать всю Библию от Бытия до Апокалипсиса. Почему сейчас из ветхозаветных текстов дома в лучшем случае читается Псалтирь?

– Не знаю, сам я очень люблю читать Ветхий Завет, не только Псалтирь, но и пророков, и историю израильского народа. Один Дух, один Бог, един Промысл Господень о спасении рода человеческого. Господь нас обогатил Священным Писанием. Почему мы пренебрегаем этим даром? 

Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17). Он не отверг Ветхий Завет, Он его исполнил! Господь просто учил правильно понимать то, что открывал ранее человечеству через пророков. «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лк. 16, 17), – так говорит Господь. Вся живая библейская традиция совокупна, ее нельзя разделять. 

Сейчас бытует такое утверждение, что без прошлого мы бы не понимали настоящее. Это правда. Если не взять на вооружение, мысленно не освоить всего, что преподает Ветхий Завет, то мы будем плохие последователи и Нового Завета. В Ветхом Завете даются очень яркие примеры. Некоторые, читая Библию, спотыкаются и недоумевают: «Там же войны, убийства!..» Это все нам живописуется для того, чтобы мы поняли: в нашей жизни происходит все то же самое. Если мы сейчас посчитаем, сколько в мире – хотя бы в одной нашей стране! – делается абортов, то мы ужаснемся: это же страшнее атомной войны! Придут, сделают укольчик: «Мне не нужен ребенок...». Священное Писание нам открывает глаза: как жизнь человека чревата неправдами! 

И Новый, и Ветхий Завет исполнены веянием Духа Святаго. Только надо правильно понимать и усваивать Священное Писание. 

– В чем отличие именно евангельских заповедей?

– Евангелие открывает нам новый дух, новое отношение к жизни, саму жизнь новую, которую явил нам Господь наш Иисус Христос. Не пророк, не ангел – а Богочеловек. Потому-то и появляются заповеди: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). 

Сказано: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим... [и] ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37–40). 

– В прощальной беседе с учениками Господь говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34). То есть Крестной любовью? Известно же, что тот же преподобный Паисий Святогорец, который молился за больных раком: «Пусть их болезнь перейдет ко мне», – когда узнал о своем раковом диагнозе, возрадовался.

– Есть люди, которые вышли уже из состояния боязни смерти. Преподобный Паисий Святогорец чувствовал, что Бог его ведет. Когда еще до прославления я читал его жизнеописание, то удивился, что он сменил несколько монастырей. Но, значит, на это ему было указание Божие. Он не самовольничал, а действительно чувствовал путеводительство. Точно так же в свое время и святитель Игнатий (Брянчанинов) оставлял одну за другой обители: просто ощущал, что это не его место, надо идти дальше. 

Я всегда старался ревность молодых пастырей, приходивших ко мне за советом или окормлявшихся у меня, поверять своим духовным опытом. Помню, когда я еще служил в храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно, пришел один молодой священник и стал говорить проповеди о том, что мы все должны умереть за Христа, а потому давайте не поленимся поститься со всей возможной строгостью и т. д. «Боже мой! – останавливаю его. – Что ты такое говоришь? Ты хоть посмотри на людей, кому ты это вещаешь... Пожалей их лучше». «Утешайте, утешайте народ мой» (Ис. 40, 1), – вот чего хочет от пастырей Господь. «Зачем, – пытаюсь убедить этого ревностного батюшку, – такие слова этим бедным людям говорить? За нас умер Христос. А ты что же, людей призываешь: идите и умрите за Христа? Ты что, хочешь себя, человека, вместо Христа поставить?» Принцип незаметно подменяется. Божественная Жертва замещается личной ревностью. Нас же слушают прихожане, дома у которых дети маленькие, семьи, родители-старики. И что? Им все бросить и искать своей личной голгофы? 
Зачем же тогда умер за нас Христос? 

С протоиереем Георгием Бреевым

беседовала Ольга Орлова

11 марта 2019 г.

Made on
Tilda